XYZ - анализ

XYZ-анализ позволяет составить прогноз объема продаж, оценить его стабильность и влияние различных факторов. В основе метода лежит вычисление коэффициента, показывающего отклонение реальных цифр от средней величины за изучаемый период.

Методика проведения XYZ-анализа

Методика проведения XYZ-анализа должна проводиться поэтапно.

Первый этап – определение объекта, который планируется анализировать. Чаще всего это единица номенклатуры, клиент, поставщик.

Второй этап – выбор параметра, по которому будет проводиться исследование. Анализируются объемы продаж в денежном выражении, доход, количество заказов на клиента, количество единиц проданного товара и т. д.

Третий этап – определение длины и количества периодов, которые будут изучаться. Выбор производится исходя из специфики бизнеса. Однако, в любом случае длина периода должна превышать срок с момента заказа товара до его отгрузки заказчику. Кроме того, на достоверность получаемого результата влияет количество периодов, которых должно быть не меньше трех.

После определения всех необходимых данных проводится вычисление коэффициента вариации для каждого объекта исследования. На основании полученных данных товары (клиентов, поставщиков и т.д.) группируют в зависимости от степени отклонения от средней цифры.

Принципы группировки данных в XYZ-анализе

Если рассматривать объемы продаж, то принципы группировки этих данных будут следующими: 

  • Группа Х – товары, характеризующиеся довольно постоянным уровнем потребления и высокой точностью прогнозирования, коэффициент вариации не превышает 10%.

  • Группа Y – отличается средней прогнозируемостью, их потребление подвержено умеренным колебаниям, коэффициент вариации в пределах 10-25%.

  • Группа Z – это слабо прогнозируемые товары, потребление которых подвержено значительным колебаниям с коэффициентом вариации, превышающим 25%.

Интерпретация данных

При интерпретации данных в результате XYZ-анализа следует учитывать множество факторов, способных повлиять на отклонение в продажах:

  • сезонность;

  • наличие/отсутствие товара на складах в какой-то период;

  • тренд;

  • наличие акций, влияющих на продажи исследуемой позиции;

  • разовые заказы на количество, серьезно превышающее средний уровень продаж, и т. д.

После получения окончательных результатов закупщик может принять самые разные решения: 

  • сокращение остатков по группе Х с сохранением минимального страхового запаса (буквально на срок получения поставки);

  • переход на работу «под заказ» с товарами группы Z или вообще выведение их из номенклатуры;

  • увеличение остатков на товары группы Y, если они являются высоко прибыльными или очень ходовыми. 

Даже качественно проведенный XYZ-анализ может оказаться бесполезным, если его результаты интерпретируются неверно. Многие закупщики больше верят своей интуиции, не слишком полагаясь на математику. Результатом такого подхода часто становятся ошибки в управлении запасами.

Если вы уже используете сервис КОРУС | Управление запасами, но у вас остались вопросы по настройке интерфейса и отчетов, напишите нам на wms@korusconsuting.ru.

Вы можете ознакомиться с функциональностью сервиса и оценить его эффективность на примере собственных данных.

Запросите бесплатный тестовый доступ к сервису и начните оптимизацию запасов прямо сейчас!

Задайте вопрос эксперту на нашем сайте или по телефону: + 7 (495) 647-50-46, + 7 (812) 677-56-90.