Фактор сезонности в управлении запасами

Сезонные товары имеют ярко выраженное изменение спроса в зависимости от времени, конкретного сезона, события. Например, кроссовки для бега летом более популярны, чем зимой, а обогреватели продаются лучше в холодное время года.
Чтобы корректно спрогнозировать будущий спрос и обеспечить наличие данных товаров на складе, необходимо учитывать фактор сезонности.

Выявить сезонность мы можем достаточно простым и понятным способом – проанализировать данные о продажах товара или товара-аналога, за предыдущий год.

Предположим, что за 2010 год продажи товара имели следующий вид:


Наша задача – получить корректировочные коэффициенты, которые мы могли бы применять при прогнозе спроса на 2011 год. Предполагаем, что характер сезонности останется неизменным.

Для этого вычислим среднемесячное потребление для прошлого периода – 2010 года. А затем вычислим коэффициент отклонения от среднегодового значения для каждого месяца 2010 года по формуле:

Потребление в месяц / Среднегодовое потребление = Сезонный коэффициент


Согласно этой таблице мы можем оценить среднегодовую среднюю на Апрель 2011 года:

160 / 0,72 = 222 шт. 

После этого, зная оценочную среднегодовую, мы можем оценить будущее потребление на Май 2011 года через произведение оценочной среднегодовой 2011 года и поправочного коэффициента:

222 * 1.44 = 320 шт.

Аналогично мы можем производить корректировку среднего дневного спроса.

Алгоритм можно усложнить, используя среднюю среднегодовую оценку за прошедший период. Рассчитываем среднюю годовую оценку на каждый прошедший месяц, высчитываем среднюю оценку из полученных. Опираясь на полученное значение, оцениваем продажи в Мае:


Оц. Ср. год. (май) = (277 + 250 + 234 + 222) / 4 = 246

Оц. Продаж (май) = 246 * 1,44 = 354,3

Таким образом, мы можем сделать оценку будущего спроса с учетом сезонности.

КОРУС | Управление запасами позволяет производить оценку будущего спроса по второму алгоритму. В системе можно указать коэффициент сезонности для каждой группы товаров или позиции товаров.

Сезонность, задаваемая вручную.png

В нижнем ряду графика помесячно указываются коэффициенты отклонения средней относительно среднегодового потребления. Значение коэффициента отклонения варьируется от 0 и выше.

Стандартное значение 1 – означает, что месячное потребление равно среднегодовому.

2 – означает, что в этом месяце потребление в два раза больше чем в среднем по году.

0.5 – что потребление в месяце меньше чем в среднем по году на 50%.

Автоматический расчет сезонности

Также сезонность может быть рассчитана автоматически в сервисе на основании данных о продажах товара предыдущего года.

Для этого пользователь должен нажать кнопку «Рассчитать».

Если продаж за предыдущий год нет (система выдаст уведомление об этом), пользователь может указать товар-модель, по данным продаж которого будет вычислена сезонность текущего товара.

Для этого, нужно нажать на ссылку «Выберите товар», после этого откроется окно выбора:

авто сезонность.png

Выбрав товар двойным щелчком мышки, система позволит произвести расчет показателей сезонности по выбранному товару-модели.

Анализ сезонности в сервисе КОРУС | Управление запасами влияет на:

  • Отчет о закупках, Управление Запасами.

  • План продаж, Планирование.

  • План закупок, Планирование.

Если вы уже используете сервис КОРУС | Управление запасами, но у вас остались вопросы по настройке интерфейса и отчетов, напишите нам на wms@korusconsuting.ru.

Вы можете ознакомиться с функциональностью решения на примере собственных данных.
Запросите бесплатный тестовый доступ к сервису и начните оптимизацию запасов прямо сейчас!


Задайте вопрос эксперту на нашем сайте или по телефону: +7 (495) 877-48-85.