Автор: Корус КонсалтингВремя прочтения: 6 минДата публикации: 19.07.2022
Сезонность – один из ключевых аспектов, влияющих на объем продаж и вашу прибыль. Излишки сезонных запасов приводят к увеличению затрат на хранение на складе. Из-за этого дисбаланса исчезают и продажи, и покупатели, а в компании остается только склад, полный мертвых запасов и возрастающие расходы, связанные с его содержанием. В нашей статье мы расскажем обо всех проблемах, связанных с сезонным управлением запасами и о том, как с ними бороться.Содержание
Что такое сезонные запасы
Сезонные запасы – это запасы, спрос на которые неравномерен в течение года. Спрос на такие товары имеет свои взлеты и падения в определенное время года. Если вы имеете дело с товарами, которые очень быстро реагируют на сезонный спрос, вы заметите, что ваши продажи и уровни запасов колеблются в зависимости от сезонных факторов. Например, вентиляторы летом более популярны, чем зимой, а варежки продаются лучше в холодное время года. Для того, чтобы понять, есть ли у ваших продаж сезонность, нужно проанализировать, как продаются товары в течение нескольких лет или рассчитать коэффициент сезонности - величина, на которую увеличиваются или уменьшаются продажи по сравнению со средними в определенный период времени. Если в течение данного времени цифры по итогам каждого года увеличиваются на 20% и более, а спады характерны только для определенных периодов (ежегодно совпадающих), можно говорить о сезонности в продажах.
Проблемы, связанные с сезонными запасами
Сезонные запасы часто приводят к перезатарке, поскольку компании склонны просто заказывать больше тех товаров, которые быстро продаются. Но если вскоре после резкого пика продаж спрос падает, то на складе остается много лишних запасов, которые постепенно становятся ненужными. Наличие в линейке продаж большого числа сезонных товаров кратно усиливают эту проблему, поскольку товары устаревают в один миг. Поэтому при формировании запасов необходимо учитывать все сезонные факторы. В противном случае, вам придется столкнуться со следующими проблемами:- Out-of-stock
- Overstock
Правильное прогнозирование спроса
Один из наиболее эффективных способов работы с сезонными товарными запасами — правильное прогнозирование спроса, которое приводит к оптимизации уровня запасов и сокращению случаев дефицита или избыточного запаса. Вам необходимо:- Определить, на какие продукты влияет сезонный спрос
- Понять, когда произойдут пики
- Точно спрогнозировать относительный размер этих пиков по сравнению с обычным спросом
- Понять уровень неопределенности, связанный с этими прогнозируемыми пиками
Например, в КОРУС | Управление запасами сезонность может быть рассчитана автоматически на основании данных о продажах товара предыдущего года, либо нескольких лет. Также, предусмотрена возможность регулярного автоматического обновления коэффициентов сезонности, с учетом актуальных данных.
Так же в сервисе можно указать внутринедельное колебание продаж для каждой настройки группы товаров или позиции товаров. Эту опцию полезно использовать, когда прослеживается существенное колебание спроса внутри недели на определённую группу товаров и объем поставок имеет смысл формировать с учетом этих колебаний (когда регулярность поставок меньше, чем 1 неделя).
К примеру – потребление снеков к выходным заметно больше, чем в начале недели, а готовая еда для ланчей пользуется большей популярностью во время рабочей недели. Коэффициенты могут быть рассчитаны автоматически на основании данных о продажах товара.
Из реальной практики
Сезонность спроса может привести к полной неразберихе, когда речь идет о балансировании запасов на нескольких складах или точках продаж. Часто конкретный вариант товара, например размер или цвет, может отсутствовать в наличии в одном магазине, но оставаться непроданным в другом. Возможность учесть этот фактор при формировании заказа поставщикам актуален, когда компании находится в стадии масштабирования.Например, крупный поставщик упаковочных материалов «СоюзУпак», в ассортименте которого много сезонных товаров, решил открыть новые точки. В процессе компания обнаружила, что для эффективного масштабирования необходимо пересмотреть работу с запасами:
- большой объем средств был заморожен в сезонных товарах, которые хранились на складе;
- склад был затоварен из-за полуручного процесса закупок: сотрудники не анализировали динамические показатели;
- несбалансированный товарный запас проводил к образованию неликвидов и уменьшению оборачиваемости.
В результате сервис оптимизировал время расчета по ключевым партнерам на 40% и ускорил передачу заказов на склад отправителя. Кроме того, бизнес улучшил показатели по товарным запасам, а также минимизировал влияние человеческого фактора, что позволило эффективнее подстраиваться под спрос.
Чтобы бизнес мог активно развиваться и масштабироваться, компания должна быть уверена, что ей хватит товаров, вне зависимости от сезона. Для этого нужно анализировать большие объемы данных, учитывать все факторы влияния на спрос, составлять расписания поставок и отгрузок. Эти задачи можно автоматизировать при помощи системы КОРУС | Управление запасами, которая поможет компании выйти на новый уровень оптимизации управления закупками.
Задайте вопрос эксперту на нашем сайте или по телефону: +7 495 130 01 87.