Но как расставить приоритеты, распределить товары, чтобы обеспечить максимальную эффективность бизнеса при ограниченных бюджетах? Какие товары и в каких точках обеспечат наилучший из возможных результат?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте начнем с классификации товаров по степени их влияния на деятельность компании. Наиболее популярный метод классификации – АВС-анализ.
Товары категории А – самый ходовой, востребованный товар, который чаще всего покупают, который приносит больше прибыли – то есть логично должен быть в ассортименте компании в необходимом количестве.
ABC-анализ имеет много преимуществ, понятен и широко используется различными компаниями, но не отвечает на вопрос, что делать, если не хватает денег на закупку всех товаров А?
Итак, как обеспечить себя необходимым количеством товара А при отсутствии бюджета?
Для решения этой задачи применяют несколько «сквозных» показателей, которые можно легко посчитать по всем товарам. Это показатели оборачиваемости товаров и ликвидности товаров.
Оборачиваемость товара – период времени, за который продается средний запас товара, находящийся на складе. Чем выше оборачиваемость товара, тем быстрее вы возвращаете деньги, вложенные на его закупку.
Оборачиваемость показывает, сколько требуется дней для продажи среднего товарного запаса. Она определяется как отношение произведения среднего товарного запаса и количества дней в месяце к товарообороту за этот период.
Ин = (СрОст * Период) / ОбПрод, где
СрОст – средний товарный запас на выбранный период.
ОбПрод – объем продаж за выбранный период.
Период – количество дней в периоде анализа.
Например, средний запас товара составил 100 штук, а продажи – 300 штук. Значит, оборачиваемость будет составлять: 100*31/300 = 10,3 (дней), т.е. нужно примерно 10 дней, чтобы продать средний объем товарного запаса.
Как правило, чем выше скорость оборачиваемости товара (меньше показатель в днях), тем лучше для компании. Это означает, что товар не залеживается на складах и пришедшая партия быстро продается. Желательно анализировать показатель в динамике относительно предыдущих периодов. Таким образом, чем более оборачиваемый товар – тем он предпочтительнее для закупки.
С другой стороны, для нас очень важное значение имеет показатель ликвидности. Его смысловая нагрузка примерно та же: чем быстрее уходит товар, тем выше показатель ликвидности; чем более ликвиден товар, тем он более предпочтителен для закупки.
Для расчета ликвидности запасов предлагается считать так называемую «уходимость» товара — отношение количества прихода товара к его продажам или «Индекс используемости».
«Индекс используемости» считается за определенный период. Как правило, по умолчанию – 1 год, но различные компании могут считать его по-своему.
Ин = (ОбПрод – ОбПост) / ОбПрод, где
ОбПрод – объем продаж за выбранный период.
ОбПост – объем поступлений за выбранный период.
При анализе товаров также важно выделить в отдельную категорию товары, продажи которых за выбранный период равны нулю, но при этом товар есть в наличии на складе. Такой товар считается «мертвым остатком».
Проведя этот анализ, вы можете выделить наиболее значимые категории товаров: высоколиквидные, с высокой оборачиваемостью и повлиять на общую прибыльность бизнеса.
Таким образом, залог успешной реализации стратегии закупок при ограниченном бюджете – вложение оборотных средств, в первую очередь, в высоко оборачиваемые товары.
И вроде бы все довольно просто и понятно, но трудоемко: для получения результата нужно рассчитывать показатели каждый раз при формировании заказа на закупку для каждого товара, для каждой торговой точки. Идеальной будет ситуация, если вам удастся отслеживать состояние запасов ежедневно, чтобы иметь возможность заблаговременно отреагировать на изменение статуса товара. Например, предупредить появление «мертвых запасов», неликвида, своевременно использовав маркетинговые – дисконт, акции и т.д.
Таким образом, если в вашем ассортименте 5000 SKU и 5 магазинов, то вам необходимо проводить около 18 000 000 вычислений показателей в год (365 х 5 х 5000 х 2).
Для решения этой задачи мы рекомендуем использовать специализированные ИТ-инструменты, программы и сервисы, которые будут анализировать большие объемы данных и предоставлять готовые результаты для принятия взвешенных решений о закупках.
Сегодня у вас есть широкий выбор возможностей для анализа запасов и управления закупками: от разработки собственного программного продукта, внедрения тяжеловесной системы до использования специализированных сервисов.
У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы, о которых вы сможете найти информацию в интернете или проконсультироваться с нашими специалистами.
Мы расскажем о существующих на рынке решениях для управления запасами и предложим протестировать возможности облачного сервиса КОРУС | Управление запасами.
В рамках бесплатного тестового периода вы сможете самостоятельно убедиться в удобстве и быстродействии решения, увидите возможные пути оптимизации процессов снабжения: избежать затоваривания и недостачи товара на складе, сократить издержки и увеличить прибыльность компании.
КОРУС | Управление запасами – облачный сервис для управления закупками, который анализирует историю продаж, отслеживает текущие остатки, формирует прогноз и делает рекомендации на закупку для каждой точки. Подключение к сервису не требует дорогостоящего внедрения и существенных инвестиций. Вы получаете профессиональные инструменты анализа для эффективной работы отдела закупок, ежемесячно оплачивая доступ к сервису.
Вы можете ознакомиться с функциональностью сервиса КОРУС | Управление запасами и оценить его эффективность на примере собственных данных. И начать автоматизацию запасов прямо сейчас!
Задайте вопрос эксперту на нашем сайте или по телефону: +7 495 130 01 87.