Опубликован рейтинг информационной открытости органов исполнительной власти РФ в 2009 году: наше мнение

Институт развития свободы информации (ИРСИ) опубликовал рейтинг информационной открытости органов исполнительной власти РФ в 2009 году. Эксперты зафиксировали множество нарушений в ведении сайтов и отмечают, что исполнительная власть в нашей стране не готова открыться перед россиянами.

http://www.svobodainfo.org/info/page/?tid=633200171&nd=458224747

Комментирует Ася Власова, директор направления открытых программных решений «КОРУС Консалтинг»:
«На конец 2009 года мы можем отметить неплохой профессиональный уровень интернет-представительств практически у всех органов исполнительной власти в РФ.

Важный вектор для работы в этом направлении задает, конечно, президент: Дмитрий Медведев постоянно подчеркивает важность информационных технологий для развития сферы госуправления, да и сам живо интересуется тем, что происходит в Интернете: читает блоги и новости в Сети, может зайти на сайт любого органа власти и лично проверить, как работает ресурс. Все это дисциплинирует и заставляет двигаться вперед. К тому же госслужба — как армия: вышел закон (ФЗ № 8 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", вступит в силу 1 января 2010 г.) — все подчинились, отсюда и рост открытости в 2009 году до 30,06%.

Нужно отметить, что правительства регионов начали выпускать на конкурсы грамотные технические задания на разработку собственных веб-сайтов. Перечень функций у интернет-сайта ОГВ достаточно стандартный и регулируется законом, и сегодня все уже стараются делать свои ресурсы «не хуже, чем у соседа». Многие ОГВ требуют от разработчиков сайтов свободную от лицензионных отчислений платформу, а также профессиональный дизайн и удобную систему управления контентом.

Важным показателем того, какой будет у органа госвласти сайт, является наличие грамотного специалиста в команде госструктуры, который будет «драйвером» всего проекта, будет работать над постоянными улучшениями и обновлениями.

Если комментировать сами рейтинги, то я бы не поставила Официальный сайт Федеральных органов государственной власти www.zakupki.gov.ru на 4 место в рейтинге: очевидно, эксперты реально никогда не пользовались данным ресурсом для поиска информации о конкретном органе госвласти и проводимых им госзакупках. Сайт крайне неудобен для работы.

С ходу в рейтинге обращают на себя забавные вещи. Например, зайдя на сайт Роспатента - №1 в рейтинге федеральных ресурсов, — сразу видишь фразу «Для корректной работы сайта необходим браузер IE6.0+». Не очень понятно, почему гражданин должен просматривать сайт, сделанный на средства налогоплательщиков, в платном интернет-браузере, который делает один монопольный производитель в мире.

Вообще неясно, почему Институт решил ограничить круг своего исследования только федеральными сайтами и официальными сайтами ОГВ РФ для размещения информации о размещении госзаказа. На мой взгляд, для граждан гораздо более важны интернет-сайты региональных ОГВ, например, регионального правительства. В этой связи с положительной стороны хочу отметить сайты правительств Калининградской, Омской и Новосибирской областей, республики Карелия. В Калининграде, например, только что завершился проект, в котором мы участвовали и который финансировался Евросоюзом, по внедрению новых компонентов интернет-сайта. Разработанные компоненты позволят гражданам отслеживать в онлайн-режиме ход рассмотрения своих обращений в правительстве (портал интегрирован с внутриправительственной системой электронного документооборота), просматривать базу нормативных и законодательных актов, а также мультимедиа-файлы (записи заседаний правительства, выступлений губернатора, новостные сюжеты), участвовать в интернет-опросах, находить телефон любого сотрудника правительства и смотреть интерактивную статистику по региону. Такие функции сайта делают работу органа госвласти более прозрачной и понятной для населения, это можно только приветствовать.

Что касается рейтинга информационной открытости федеральных органов исполнительной власти РФ в 2009 году, то последние позиции не вызывают удивления: силовые ведомства никогда не были открытыми и вряд ли станут таковыми.

В целом, конечно, нельзя утверждать, что российские органы госвласти готовы к «полной информационной открытости». По-прежнему «торговля информацией», которая, по идее, должна быть открыта для всех граждан, является серьезным источником пополнения государственного бюджета и аффилированных с госструктурами компаний».

Ссылки по теме:

Рейтинг открытости сайтов органов госвласти РФ:

Комментарии СМИ:

Задайте вопрос эксперту на нашем сайте или по телефону: +7 495 130 01 87.